[Блог теории и практики финансовых рисков ]
Главная » Файлы » Книги » Принятие решений

Теория игр и экономическое поведение. Дж. фон Нейман, О. Моргенштейн. Пер. с англ. с доб. Н.Н. Воробьева. - М.: "Наука", 1970. - 708 с.
[ · Скачать удаленно (15.82 MB) ] 27.08.2009, 13:33
Оглавление
От редактора русского перевода
Предисловие русского перевода
Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
Предисловие к третьему изданию
Технические замечания

Глава 1. Формулировка экономической задачи
  1. Математический метод в экономике
    1.1 Вводные замечания
    1.2 Трудности применения математического метода
    1.3 Необходимые ограничения целей исследования
    1.4 Заключительные замечания
  2. Качественное обсуждение проблемы рационального поведения
    2.1 Проблема рационального поведения
    2.2 Экономика "Робинзона Крузо" и экономика общественного обмена
    2.3 Число переменных и число участников
    2.4 Случай многих участников. Свободная конкуренция
    2.5 Лозаннская школа
  3. Понятие полезности
    3.1 Предпочтения и полезность
    3.2 Принципы измерения. Предварительные рассмотрения
    3.3 Вероятность и численные полезности
    3.4 Принципы измерения. Подробное рассмотрение
    3.5 Принципиальная структура аксиоматического рассмотрения численных полезностей
    3.6 Аксиомы и их интерпретация
    3.7 Общие замечания об аксиомах
    3.8 Роль понятия маргинальной полезности
  4. Структура теории. Решения и нормы поведения
    4.1 Простейшее понятие решения для одного участника
    4.2 Обобщение на всех участников
    4.3 Решение как множество дележей
    4.4 Нетранзитивное понятие "превосходства", или "детерминирования"
    4.5 Точное определение решения
    4.6 Интерпретация нашего определения в терминах "норм поведения"
    4.7 Игры и общественные организации
    4.8 Заключительные замечания

Глава 2. Общее формальное описание стратегических игр
  5. Введение
    5.1 Перенесение центра внимания с экономики на игры
    5.2 Общие принципы классификации и подхода
  6. Упрощенное понятие игры
    6.1 Объяснение технических терминов
    6.2 Элементы игры
    6.3 Информация и предварение
    6.4 Предварение, транзитивность и сигнализация
  7. Полное описание понятия игры
    7.1 Переменность характеристик каждого хода
    7.2 Общее описание
  8. Множества и разбиения
    8.1 Желательность теоретико-множественного описания игры
    8.2 Множества, их свойства и их графическое описание
    8.3 Разбиения, их свойства и их графическое описание
    8.4 Логическая интерпретация множества и разбиения
 *9. Теоретико-множественное описание игры
   *9.1 Разбиения, описывающие игру
   *9.2 Рассмотрение разбиений и их свойств
 *10. Аксиоматическая формулировка
   *10.1 Аксиомы и их интерпретация
   *10.2 Логическое обсуждение аксиом
   *10.3 Общие замечания относительно аксиом
   *10.4 Графическое представление
  11. Стратегии и окончательное упрощение описания игры
    11.1 Понятие стратегии и ее формализация
    11.2 Окончательное упрощение описания игры
    11.3 Роль стратегий в упрощенной форме игры
    11.4 Смысл ограничения, касающегося нулевой суммы

Глава 3. Игры двух лиц с нулевой суммой. Теория
  12. Предварительный обзор
    12.1 Общие соображения
    12.2 Игра с одним игроком
    12.3 Случай и вероятность
    12.4 Ближайшая цель
  13. Исчисление функций
    13.1 Основные определения
    13.2 Операции max и min
    13.3 Вопросы коммуникативности
    13.4 Смешанный случай. Седловые точки
    13.5 Доказательства основных фактов
  14. Вполне определенные игры
    14.1 Формулировка проблемы
    14.2 Минорантная и мажорантная игры
    14.3 Рассмотрение вспомогательных игр
    14.4 Выводы
    14.5 Анализ полной определенности
    14.6 Перемена ролей игроков. Симметрия
    14.7 Игры. не являющие вполне определенными
    14.8 Программа детального анализа полной определенности
 *15 Игры с полной информацией
   *15.1 Постановка задачи. Инструкция
   *15.2 Точное условие (основные индикаторы)
   *15.3 Точное условие (индуктивный подход)
   *15.4 Точное исследование индуктивного перехода
   *15.5 Точное исследование индуктивного перехода (продолжение)
   *15.6 Результат для случая полной вероятности
   *15.7 Применение к шахматам
   *15.8 Другой подход. Словесные рассуждения
  16. Линейность и выпуклость
    16.1 Геометрические основания
    16.2 Операции над векторами
    16.3 Теорема об опорной гиперплоскости
    16.4 Теорема об альтернативах для матриц
  17. Смешанные стратегии. Решение всех игр
    17.1 Два элементарных примера
    17.2 Обобщение изложенной точки зрения
    17.3 Оправдание процедуры применительно к отдельной партии
    17.4 Минорантная и мажорантная игры (для смешанных стратегий)
    17.5 Полная определенность в общем случае
    17.6 Доказательство основной теоремы
    17.7 Сравнение подходов для частных и для смешанных стратегий
    17.8 Исследование полной определенности в общем случае
    17.9 Дальнейшие свойства оптимальных стратегий
    17.10 Ошибки и их следствия. Перманентная оптимальность
    17.11 Перемена ролей игроков. Симметрия

Глава 4. Игры двух лиц с нулевой суммой. Примеры
  18. Некоторые элементарные игры
    18.1 Простейшие игры
    18.2 Подробное количественное рассмотрение этих игр
    18.3 Качественное описание
    18.4 Обсуждение некоторых конкретных игр (обобщение игры в "орлянку")
    18.5 Рассмотрение несколько более сложных игр
    18.6 Случай и неполная информация
    18.7 Интерпретация этого результата
 *19. Покер и блеф
   *19.1 Описание покера
   *19.2 Блеф
   *19.3 Описание покера (продолжение)
   *19.4 Точная формулировка правил
   *19.5 Описание стратегий
   *19.6 Формулировка задачи
   *19.7 Переход от дискретной задачи к непрерывной
   *19.8 Математическое построение решения
   *19.9 Детальный анализ решения
   *19.10 Интерпретация решения
   *19.11 Более общие формы покера
   *19.12 Дискретные расклады
   *19.13 m возможных ставок
   *19.14 Чередующиеся ставки
   *19.15 Математическое описание всех решений
   *19.16 Интерпретация решений. Заключение

Глава 5. Игры трех лиц с нулевой суммой
  20. Предварительный обзор
    20.1 Общие соображения
    20.2 Коалиции
  21. Простая мажоритарная игра трех лиц
    21.1 Описание игры
    21.2 Анализ игры. Необходимость "соглашений"
    21.3 Анализ игры. Коалиции. Роль симметрии
  22. Дальнейшие примеры
    22.1 Несимметричное распределение. Необходимость компенсации
    22.2 Коалиции различной силы. Обсуждение
    22.3 Одно неравенство. Формулы
  23. Общий случай
    23.1 Исчерпывающее обсуждение. Несущественные и существенные игры
    23.2 Окончательные формулы
  24. Обсуждение одного возражения
    24.1 Случай полной информации и его значимость
    24.2 Детальное обсуждение. Необходимость компенсаций между тремя или более игроками

Глава 6. Общая теория. Игры n лиц с нулевой суммой
  25. Характеристическая функция
    25.1 Мотивировка и определение
    25.2 Обсуждение введенного понятия
    25.3 Фундаментальные свойства
    25.4 Непосредственные математические свойства
  26. Построение игры с заданной характеристической функцией
    26.1 Построение
    26.2 Резюме
  27. Стратегическая эквивалентность. Несущественные и существенные игры
    27.1 Стратегическая эквивалентность. Редуцированная форма
    27.2 Неравенства. Величина у
    27.3 Несущественность и существенность
    27.4 Различные критерии. Неаддитивные полезности
    27.5 Неравенства в случае существенности
    27.6 Векторные операции над характеристическими функциями
  28. Группы, симметрия и безобидность
    28.1 Подстановки. их группы и их воздействия на игру
    28.2 Симметрия и безобидность
  29. Повторное рассмотрение игры трех лиц с нулевой суммой
    29.1 Качественные рассмотрения
    29.2 Количественные рассмотрения
  30. Точная форма общих определений
    30.1 Определения
    30.2 Обсуждение и обзор результатов
   *30.3 Понятие насыщенности
    30.4 Три непосредственных цели
  31. Первые следствия
    31.1 Выпуклость, линейность и некоторые критерии доминирования
    31.2 Система всех дележей. Одноэлементные решения
    31.3 Изоморфизм, соответствующий стратегической эквивалентности
  32. Нахождение всех решений существенной игры трех лиц с нулевой суммой
    32.1 Математическая формулировка задачи. Графический метод
    32.2 Нахождение всех решений
  33. Выводы
    33.1 Множественность решений. Дискриминация и ее смысл
    33.2 Статика и динамика

Глава 7. Игры четырех лиц с нулевой суммой
  34. Предварительный обзор
    34.1 Общая точка зрения
    34.2 Формализация существенной игры четырех лиц с нулевой суммой
    34.3 Перестановка игроков
  35. Обсуждение некоторых специальных точек куба Q
    35.1 Вершина I (и V. VI, VII)
    35.2 Вершина VIII (и II, III, IV)
    35.3 Некоторые замечания, касающиеся внутренности Q
  36. Рассмотрение главных диагоналей
    36.1 Участок, примыкающий к вершине VIII. Эвристическое описание
    36.2 Участок, примыкающий к вершине VIII. Точное описание
   *36.3 Другие участки главной диагонали
  37. Центр и его окрестности
    37.1 Первоначальная ориентировка в отношении условий около центра
    37.2 Две альтернативы и роль симметрии
    37.3 Первая альтернатива в центре
    37.4 Вторая альтернатива в центре
    37.5 Сравнение двух центральных решений
    37.6 Несимметричные центральные решения
 *38. Семейство решений для окрестности центра
   *38.1 Преобразование решения, принадлежащего первой альтернативе в центре
   *38.2 Строгое рассмотрение
   *38.3 Интерпретация решений

Глава 8. Некоторое замечания, касающиеся n >=5 участков
  39. Число параметров в различных классах игр
    39.1 Ситуация для n = 3, 4
    39.2 Ситуация для всех n >=3
  40. Симметричная игра пяти лиц
    40.1 Формализация симметричной игры пяти лиц
    40.2 Два крайних случая
    40.3 Связь между симметричной игрой пяти лиц и 1, 2, 3-симметричными играми четырех лиц

Глава 9. Композиция и разложение игр
  41. Композиция и разложение
    41.1 Поиски игр n лиц, для которых можно найти все решения
    41.2 Первый тип. Композиция и разложение
    41.3 Точные определения
    41.4 Анализ разложимости
    41.5 Желательность модификации
  42. Модификация теории
    42.1 Неполный отказ от условия равенства суммы нулю
    42.2 Стратегическая эквивалентность. Игры с постоянной суммой
    42.3 Характеристическая функция в новой теории
    42.4 Дележи, доминирование, решения в новой теории
    42.5 Существенность, несущественность и разложимость в новой теории
  43. Разлагающее разбиение
    43.1 Разлагающие множества. Компоненты игры
    43.2 Семейства совокупности всех разлагающих множеств
    43.3 Описание совокупности всех разлагающих множеств. Разлагающее разбиение
    43.4 Свойства разлагающего разбиения
  44. Разложимые игры. Детальное развитие теории
    44.1 Решение разложимой игры и решения ее компонент
    44.2 Композиция и разложение дележей и множество дележей
    44.3 Композиция и разложение решений. Основные возможности и предположения
    44.4 Обобщение теории. Внешние источники
    44.5 Эксцесс
    44.6 Ограничения на эксцесс. Неизолированный характер игры
    44.7 Рассмотрение новых понятий Е(е0), F(е0)
  45. Ограничения на эксцесс. Структура обобщенной теории
    45.1 Нижняя граница эксцесса
    45.2 Верхняя граница эксцесса. Исключенные и вполне исключенные дележи
    45.3 Рассмотрение двух границ |Г|1 и |Г|2, Их отношение
    45.4 Исключенные дележи и различные решения. Теорема связывающая Е(е0) и F(е0)
    45.5 Доказательство теоремы
    45.6 Подведение итогов и заключение
  46. Нахождение всех решений в разложимой игре
    46.1 Элементарные свойства разложений
    46.2 Разложение и его связь с решениями. Первоначальные результаты относительно F(е0)
    46.3 Продолжение
    46.4 Продолжение
    46.5 Окончательный результат для F(е0)
    46.6 Окончательный результат для Е(е0)
    46.7 Графическое представление части результатов
    46.8 Интерпретация: нормальная зона. Исследование различных свойств
    46.9 "Болваны"
    46.10 Погруженные игры
    46.11 Важность нормальной зоны
    46.12 Первое возникновение явления передачи: n=6
  47. Существенные игры трех лиц в новой теории
    47.1 Необходимость рассмотрения этого вопроса
    47.2 Предварительные замечания
    47.3 Рассмотрение шести слуачаев. Случаи (І) - (ІІІ)
    47.4 Случай (IV). Первая часть
    47.5 Случай (IV). Вторая часть
    47.6 Случай (V)
    47.7 Случай (VI)
    47.8 Интерпретация результатов. Кривые (одномерные части) в решении
    47.9 Продолжение. Области (двумерные части) в решении

Глава 10. Простые игры
  48. Выигрывающие и проигрывающие коалиции и игры. в которых они встречаются
    48.1 Второй случай по п. 41.1. Решения, принимаемые коалициями
    48.2 Выигрывающие и проигрывающие коалиции
  49. Характеризация просты игр
    49.1 Общие понятия выигрывающих и проигрывающих коалиций
    49.2 Особая роль одноэлементных множеств
    49.3 Характеризация семейств W и L в реальных играх
    49.4 Точное определение простоты
    49.5 Некоторые элементарные свойства простоты
    49.6 Простые игры и их W и L. Минимальные выигрывающие коалиции Wm
    49.7 Решения простых игр
 50. Мажоритарные игры и главное решение
    50.1 Примеры простых игр. Мажоритарные игры
    50.2 Однородность
    50.3 Более прямое использование понятия дележа при образовании решений
    50.4 Обсуждение описанного прямого подхода
    50.5 Связь с общей теорией. Точная формулировка
    50.6 Переформировывание полученного результата
    50.7 Интерпретация полученного результата
    50.8 Связь с однородными мажоритарными играми
  51. Методы перечисления всех простых игр
    51.1 Предварительные замечания
    51.2 Метод насыщения. Перечисление посредством W
    51.3 Основание для перехода от W к Wm. Трудности использования Wm
    51.4 Измененный подход. Перечисление посредством Wm
    51.5 Простота и разложение
    51.6 Несущественность, простота и композиция. Рассмотрение эксцесса
    51.7 Критерий разложимости в терминах Wm
  52. Простые игры для небольших значений n
    52.1 Случаи n=1. 2 интереса не представляют. Описание случая n=з
    52.2 Процедура для n>=4. Двухэлементные множества и их роль в классификации Wm
    52.3 Разложение в случаях С*, Сn-2, Cn-1
    52.4 Простые игры, отличные от [1, ..., 1, n-2]h (с "болванами"). Случаи Ck, k=0, 1, ..., n-3
    52.5 Описание случаев n=4, 5
  53. Новые возможности для простых игр при n>=6
    53.1 Закономерности, обнаруженные для n<6
    53.2 Шесть основных контрпримеров (для n=6, 7)
  54. Нахождение всех решений в соответствующих играх
    54.1 Основания для рассмотрения в простых играх решений, отличных от главного решения
    54.2 Перечисление тех игр, для которых все решения известных
    54.3 Основания для рассмотрения простой игры [1, ..., 1, n-2]h
 *55. Простая игра [1, ...,1, n-2]h
   *55.1 Предварительные замечания
   *55.2 Доминирование. Главный игрок. Случаи (І) и (ІІ)
   *55.3 Описание случая (І)
   *55.4 Случай (ІІ). Нахождение V
   *55.5 Случай (ІІ). Нахождение Vср.
   *55.6 Случай (ІІ). A и S*
   *55.7 Случаи (II') и (II''). Описание случая (II')
   *55.8 Случай (II''), A и V'. Доминирование
   *55.9 Случай (II''). Нахождение V'
   *55.10 Описание случая (II'')
   *55.11 Другая формулировка полного результата
   *55.12 Интерпритация полученного результата

Глава 11. Общие игры с ненулевой суммой
  56. Распространение теории
    56.1 Постановка задачи
    56.2 Фиктивный игрок. Расширение для игры с нулевой суммой Гср.
    56.3 Вопросы, касающиеся свойств Гср.
    56.4 Ограничения в использовании Гср.
    56.5 Две возможные процедуры
    56.6 Дискриминирующие решения
    56.7 Альтернативные возможности
    56.8 Новое построение
    56.9 Возвращение к случаю, когда Г является игрой с нулевой суммой
    56.10 Анализ понятия доминирования
    56.11 Строгие рассуждения
    56.12 Новое определение решения
  57. Характеристическая функция и связанные с ней понятия
    57.1 Характеристическая функция. Расширения и ограничения формы
    57.2 Основные свойства
    57.3 Нахождение всех характеристических функций
    57.4 Устранимые множества игроков
    57.5 Стратегическая эквивалентность. Игры с нулевой и постоянной суммой
  58. Интерпретация характеристической функции
    58.1 Анализ определения
    58.2 Желание выиграть или нанести ущерб
    58.3 Обсуждение
  59. Общие рассмотрения
    59.1 Обсуждение программы
    59.2 Редуцирования форма. Неравенства
    59.3 Различные вопросы
  60. Решения для всех общих игр для n>=3
    60.1 Случай n=1
    60.2 Случай n=2
    60.3 Случай n=3
    60.4 Сравнение с играми с нулевой суммой
  61. Экономическое истолкование результатов для n=1, 2
    61.1 Случай n=1
    61.2 Случай n=2. Рынок двух лиц
    61.3 Рассмотрение рынка двух лиц и его характеристической функции
    61.4 Обоснование точки зрения, высказанной в п. 58
    61.5 Делимые продукты. "Маргинальные пары"
    61.6 Цена. Обсуждение
  62. Экономическая интерпретация результатов для n=3; общий случай
    62.1 Случай n=3, частный случай. Рынок трех лиц
    62.2 Предварительное обсуждение
    62.3 Решения. Первый подслучай
    62.4 Решения. Общая форма
    62.5 Алгебраическая форма результатов
    62.6 Обсуждение
  63. Экономическая интерпретация результатов для n=3; общий случай
    63.1 Делимые товары
    63.2 Анализ неравенств
    63.3 Предварительное обсуждение
    63.4 Решения
    63.5 Алгебраическая форма результатов
    63.6 Обсуждение
  64. Общий рынок
    64.1 Постановка задачи
    64.2 Некоторые частные свойства. Монополия и монопсония

Глава 12. Обобщение понятий доминирования и решения
  65. Обобщение. Частные случаи
    65.1 Постановка задачи
    65.2 Общие замечания
    65.3 Упорядочения, транзитивность, ацикличность
    65.4 Решения для симметричного отношения и для линейного упорядочения
    65.5 Решения для частичного упорядочения
    65.6 Ацикличность и строгая ацикличность
    65.7 Решения для ациклического отношения
    65.8 Единственность решений, ацикличность и строгая ацикличность
    65.9 Применение к играм. Дискретность и непрерывность
  66. Обобщение понятия полезности
    66.1 Обобщение. Два этапа теоретического исследования
    66.2 Обсуждение первого этапа
    66.3 Обсуждение второго этапа
    66.4 Желательность унификации двух этапов
  67. Обсуждение примера
    67.1 Описание примера
    67.2 Решение и его интерпретация
    67.3 Обобщение; различные дискретные шкалы полезности
    67.4 Выводы о соглашении

Приложение. Аксиоматическое построение теории полезности
  А.1. Постановка задачи
  А.2. Выводы из аксиом
  А.3. Заключительные замечания

Добавление. Развитие теории игр (Н.Н. Воробьев)
  Введение

Глава 1. До монографии
  1. Неопределенность игры
  2. Комбинаторные игры
  3. Азартные игры
  4. Стратегические игры. Работы Э. Бореля
  5. К теории стратегических игр

Глава 2. Теория игр и экономическое поведение
  1. Постановка экономической проблемы
  2. Общее формальное описание стратегических игр
  3. Игры двух лиц с нулевой суммой. Теория
  4. Игры двух лиц с нулевой суммой. Примеры
  5. Игры трех лиц с нулевой суммой
  6. Формулировка общей теории. Игры n лиц с нулевой суммой
  7. Игры четырех лиц с нулевой суммой
  8. Некоторые замечания, касающиеся случая n>=5 участников
  9. Композиция и разложение игр
  10. Простые игры
  11. Общие игры с нулевой суммой
  12. Обобщение понятий доминирования и решения

Глава 3. Теория игр - раздел математики
  1. Матричные игры
  2. Бесконечные антагонистические игры
  3. Кооперативная теория
  4. Бескоалиционные и коалиционные игры
  5. Динамические игры

Библиография

Предметный указатель
Категория: Принятие решений | Добавил: borzak
Просмотров: 4176 | Загрузок: 736 | Рейтинг: 0.0/0