[Блог теории и практики финансовых рисков ]
Главная » Статьи » Уже опубликованные статьи » Публицистика

Книга для бизнеса. Terra Incognita — abdere se litteris

Для любого, кому недостает знаний, необходимых для организации своего бизнеса или для повышения квалификации, которая бы соответствовала занимаемой должности, закономерным кажется просто полистать специальную литературу, а «всезнающий» Google по запросу «бизнес-книга» любезно выдаст громадный список названий соответствующих книг. И наблюдая все это изобилие, невольно начинаешь подумывать: а откуда тогда взялся финансовый кризис?

Бизнес-книга — достаточно заметное явление в современном книгоиздательстве, которое с недавних пор начало очень бурно развиваться. Но именно в силу своей «недавности» и недостаточного «изучения» для всех она остается Terra Incognita. Мы же, как исследователи-первопроходцы, представляем здесь свои «путевые заметки», а начнем с привычных вещей: описания, структуризации и классификации.

Описание и классификация

Почти каждый книжный магазин, книжный рынок и, особенно, Интернет-магазин сегодня может предоставить читателям соответствующую тематическую подборку специальных изданий, которая может называться по разному: «бизнес-литература», «бизнес-книги», «экономическая литература», «книги для бизнеса». Но если мы можем достаточно точно представить тематику, например, учебников, то в разряд «бизнес-литературы» могут попасть книги, имеющие, казалось бы, совершенно неожиданное содержание.

Уже при первой попытке узнать, почему так происходит, выяснилось, что этот вид литературы не подпадает под официальную классификацию Книжной палаты. Что и не удивительно, во-первых, бизнес в нашей стране официально начал формироваться только с конца прошлого столетия, и еще каких-то 20 лет назад даже о самой возможности его существования никто не задумывался. Во-вторых, его теперешнее тематическое и стилистическое разнообразие настолько большое (как и количество самих книг), что даже самим авторам и издателям иногда трудно сказать, относится ли конкретная книга к «бизнес-литературе» или это просто учебник по стратегическому менеджменту.

Пытаясь все же более или менее прояснить этот момент, нами была проведена ее ориентировочная классификация по следующим тематическим разделам.

Итак, по нашему мнению, а также мнению книгоиздателей, продавцов и читателей, к «бизнес-литературе» относятся:

1) «бизнес-беллетристика» — книги, которые озаглавлены, например, «Как заработать миллион» или «N способов расположить к себе клиента / начальника и т. д.». В большинстве случаев они написаны западными авторами, которые, основываясь на собственном опыте, с удовольствием (и не безвозмездно, естественно) делятся с другими своим опытом;

2) «мотивационная литература» или литература, которая дает ответ на вопрос «как достичь успеха» и, по убеждению авторов, применима к любой области деятельности. Среди достаточно известных авторов, которые сумели сделать на этом себе имя, можно назвать Наполеона Хилла, Роберта Киесаки, Ога Мандино, да и названия соответствующие: «Думай и богатей», «Величайший в мире успех» и т. п.;

3) «жизнеописания» — книги-биографии «великих бизнесменов», а также знаковых личностей, которые тем или иным образом наследили в человеческой истории (полководцы, президенты, премьер-министры), жизненные примеры которых должны вдохновлять всех остальных людей. Составляются они в основном профессиональными историками-исследователями, которые, в свою очередь, часто родом из западных развитых стран, как и их герои;

4) «узкоспециализированные инструкции» — такие книги предназначены для оттачивания мастерства специалистов в той или иной сфере деятельности — бизнес-деятельности, понятно (в своей основной массе, это инструкции по активным продажам — МЛМ);

5) «справочная бизнес-литература» — по мнению большинства, самые полезные в практическом плане издания. В основном освещают вопросы бухгалтерии, налогообложения, деловодства, юридические вопросы, например, тематические сборники законов, кодексы и т. п.;

6) «учебники» — не просто методические материалы, а проверенные временем, подтвержденные признанием многих читателей и написанные действительно специалистами. В основном эти книги пишут отечественные авторы, хотя самые яркие издания принадлежат все-таки западным авторам. Стиль, способ их написания и глубина раскрытия темы чаще выгодно отличают их от остальных подобных книжек;

7) и в отдельную категорию выделяют еще один вид бизнес-литературы — так называемые «компьютерные книги». Все они посвящены различным аспектам работы со всевозможными программами, веб-дизайну, просто дизайну, верстке и т. д. Для специалистов, работающих в сферах, связанных с применением компьютера, эти книги являются очень полезными в работе (хотя сейчас трудно представить предприятие, где бы совсем не использовалась вычислительная техника).

Еще бизнес-книги делятся на деловые и подарочные.

Деловые — недорогие, имеют более практическую направленность, и их покупают «для себя».

Подарочные же — это достаточно дорогие и качественно исполненные издания, так называемые «бестселлеры», которые принадлежат перу классиков. Часто сюда относят и жизнеописания.

С другой стороны, в случае крайней нужды, применив некоторые усилия (не очень, кстати, большие), можно найти и совершенно бесплатно скачать в Интернете почти любой текст «безнес-бестселлера», который при его покупке обойдется в 100–200 грн.

В общем же, все сходятся во мнении, что «бизнес-литература» должна нести определенный практический момент. Иными словами, она обязательно должна содержать практически применимую информацию, необходимую для грамотной и успешной организации экономической активности ее читателя. Покупая «бизнес-книгу», обычно стремятся получить исчерпывающие ответы на все те вопросы, которые нас интересовали, и также на вопросы, о существовании которых даже не подозревали в силу незнания всех нюансов.

Впечатления от рынка

Представление об объеме, структуре, игроках рынка «бизнес-литературы» хоть и достаточно приблизительное, но получить все-таки можно.

И в первую очередь следует отметить, несмотря на то, что «бизнес-книги» можно приобрести во многих книжных магазинах, а также Интернет-магазинах, доля их в общем объеме продаж относительно небольшая.

Объем покупки книг по видам литературы в 2008 г. (по данным исследования GfK Custom Research)

Если соотнести существующую классификацию с вышеизложенным нашим описанием, то к «бизнес-литературе» можно отнести некоторую часть книг из научно-учебной — «учебники», справочной — «справочная бизнес-литература», прикладной — «мотивационная литература», «бизнес-беллетристика», и литературы для специалистов — «узкоспециализированные книги» и «компьютерные книги». Это поможет нам получить представление об объемах продаж.

Как видим, справочная литература и литература для специалистов составляет в основном по 4% от общего количества купленных книг, при этом наиболее популярными при покупке справочной литературы были энциклопедии и словари, а еще специалистов больше интересовали книги по компьютерам. В свою очередь, только очень малая часть «учебников» входит в те 10,6%, отведенных на научно-учебную литературу. Фактически они находятся на последнем месте, после входящих туда методической литературы, пособий для школы и ВУЗов и научной литературы.

Объем покупки «бизнес-литературы» по тематике в 2008 г. (по данным исследования GfK Custom Research)*

* Значения были определены экспертным путем на основе данных настоящего исследования.

Поэтому с большой степенью уверенности можно предположить, что реальная доля объема продаж «бизнес-литературы» вряд ли будет превышать отметку в 4%. Если же учесть, что объем продаж книжной продукции в количественном измерении в 2008 г. составлял около 120 млн. экземпляров, а также последствия кризиса (по оценкам операторов, падение не менее, чем на 30%), то на 2009 г. можно ожидать объем продаж около 3,3 млн. экземпляров (как самый оптимистический вариант).

Структура рынка также имеет свои особенности

Если, по данным исследования того же GfK Custom Research, более 60% всей реализуемой продукции — это книги российских издательств (хотя недавние скачки курса доллара могут несколько изменить эту картину, но окончательные выводи делать еще рано), то относительно «бизнес-книг», по оценкам экспертов, только менее 7% из них — украинского происхождения, а остальные — изданные в России. Часто это переводы бестселлеров «известных» западных авторов, относящиеся к бизнес-беллетристике, и при этом сомнительного качества (во всех смыслах)

Издание и продажа прикладной (бизнес) литературы, %*
(по данным исследования GfK Custom Research)


Большие
Средние
Малые
В общем
Издательства
2,0
2,5
12,0
5,3
Книготорговые организации
9,0
5,4
7,2
9,1

* Хотя данные и слегка устаревшие (на начало 2008 г.), но основные тенденции особо не изменились за прошедшее время.

Российская же «бизнес-литература» прикладного характера в Украине не настолько распространена. Что и не удивительно, поскольку как бы тесно не были сплетены судьбы двух братских народов, но все же бизнес по-русски и бизнес по-украински достаточно различны, чтобы импортеры понимали, что многим предпринимателям из Украины, по большому счету, без надобности читать, например, о российских стандартах бухгалтерского учета.

Этот «пробел» достаточно успешно компенсируют украинские издательства (при этом можно наблюдать некоторый перекос в сторону больших издательств), хотя среди них не так уже и много таких, которые бы специализировались именно на «бизнес-литературе».

Среди самых известных можно назвать днепропетровское Balance Business Books, а еще «Питер» (хотя оно и родом из России). Также изданием деловой литературы занимаются некоторые экономические журналы, например, «Все о бухгалтерском учете». Все остальные издательства занимаются «бизнес-книгой» в рамках диверсификации своей деятельности.

Приблизительно такая же история и с магазинами. Практически все книжные магазины имеют в своем ассортименте «бизнес-книги», но специализированных среди них не так уже и много.

Самым известным (то есть у него наибольший индекс цитирования в Интернете) является магазин издательства Balance Business Books — «Бизнес-книга», при этом он существует в обоих форматах: онлайновом и офлайновом. Также чаще всего упоминается «Магазин (Интернет) деловой литературы www.kniga.biz.ua», еще есть Интернет-магазин издательства «Питер» — «DiaMail».

Подавляющее большинство операторов исследуемого нами рынка говорят о снижении его и так незначительных объемов. Также многие из покупателей (часто уже бывших) говорят о том, что в теперешних экономических условиях на много полезней для них будут не книжки по бизнесу, а чековые. Но, с другой стороны, может быть, если бы мы читали побольше умной «бизнес-литературы», то и кризиса, возможно, не было бы.

Категория: Публицистика | Добавил: borzak (01.06.2009)
Просмотров: 1410 | Рейтинг: 0.0/0