[Блог теории и практики финансовых рисков ]
Главная » Статьи » Уже опубликованные статьи » Публицистика

Чем полезна история или с чего начинается кризис / Тестовое задание для одной газеты

Три года благоденствия и экономического подъема не может пройти даром, и за все хорошее, что было когда-то, рано или поздно приходится расплачиваться. На украинский фармацевтический рынок, наказание обрушилось оттуда, откуда никто его не ждал. Как показали последние события, далекий американский Кризис-2008 был не просто ипотечным и даже не финансовым, а экономическим и мировым. А поскольку, то ли никому из власть предержащих вовремя вещий сон не приснился, то ли не оказалось рядом с ними учеников иудейского раба Иосифа, но последствия кризиса имели удовольствие ощутить на себе все.

С другой стороны лучше поздно начать учиться на своих ошибках, чем очень поздно. И даже этот несколько поверхностный анализ предкризисной динамики развития фармацевтического рынка может подсказать вектор дальнейшего движения для его агентов.

Среди особенностей трехлетнего развития рынка с 2005 по 2007 гг. можно отметить стабильное увеличение показателя прироста объема аптечных продаж в денежном выражении и стабильное уменьшение этого показателя в натуральном выражении по всем категориям товаров кроме биологически активных добавок (БАД) и косметических средств. При этом БАДы показали, аномальное увеличение прироста продаж в натуральном выражении, а косметика – уменьшение в стоимостном. Также не лишним будет отметить стабильное уменьшение доли ЛС в общем объеме аптечных продаж. Такая же тенденция сохранилась и в кризисном 2008 г.

В общем, рынок стабильно рос в стоимостном выражении на 25-30 % в год. Львиную долю этого прироста в 2007 г. обеспечивали лекарственные средства (ЛС) – 77,58 % или 2288,5 млн. грн. Изделия медицинского назначения (ИМН), косметика и БАДы, обеспечили соответственно, 8,80%, 8,62% и 4,99%. По объему продаж в натуральном выражении ЛС постепенно теряли свои позиции, общий прирост в 117,9 млн. упаковок в основном был обеспечен за счет роста продаж ИМН 76,7 млн. упаковок, или 65,06%. ЛС, косметика и БАДы дали соответственно 18,58%, 10,86% и 5,51% от общего прироста объемов продаж. 
Кризис-2008, который, как мы все помним, начался где-то в середине 2008 г. внес вполне ожидаемые коррективы. Это в первую очередь падение общего объема продаж в натуральном выражении на 0,2% по итогам года, а также замедление прироста на 1,4 п.п. в стоимостном выражении (табл. 1).

Как и в предыдущем, 2007 г. – в кризисном, наибольший вклад в прирост объема продаж в стоимостном выражении сделали ЛС - 72,9 % или 2771,2 млн. грн. На втором месте оказались ИМН - 12,42 %. Косметика и БАДы соответственно обеспечили 8,88 % и 5,79 % прироста.

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в 2005–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с предыдущим годом


Год Млн грн. Удельный вес категории, % Прирост, % Млн упаковок Удельный вес категории, % Прирост, %
ЛС (Лекарственные средства)
2005 6584,8 87,2 1181,0 68,4
2006 8061,1 85,5 22,4 1223,8 66,0 3,6
2007 10349,6 83,6 28,4 1245,7 63,2 1,8
2008 13120,8 81,1 26,8 1187,6 60,4 –4,6
ИМН (Изделия медицинского назначения)
2005 613,2 8,1 496,0 28,7
2006 787,8 8,4 28,5 560,4 30,2 13,0
2007 1047,5 8,5 33,0 637,1 32,3 13,7
2008 1519,8 9,4 44,4 671,6 34,2 5,4
Косметика
2005 201,3 2,7 24,3 1,4
2006 360,1 3,8 78,9 39,0 2,1 60,7
2007 614,5 5,0 70,7 51,8 2,6 32,7
2008 952,1 5,9 55,0 61,2 3,1 18,3
БАД (Биологически активные добавки)
2005 155,4 2,1 25,4 1,5
2006 214,8 2,3 38,2 30,2 1,6 18,9
2007 361,9 2,9 68,5 36,7 1,9 21,4
2008 582,1 3,6 60,8 45,9 2,3 25,1
Всего
2005 7554,9 1726,6
2006 9423,8 24,7 1853,4 7,3
2007 12373,5 31,3 1971,2 6,4
2008 16174,8 30,7 1966,3 –0,2

Относительно же прироста (вернее падения) объемов аптечных продаж в натуральном выражении, то здесь отличились опять ЛС – их удалось продать на 58,1 млн. упаковок меньше чем в предыдущем году, что составляет 2,95% от объема продаж за 2007 г. Ситуацию удалось несколько улучшить за счет роста объемов продаж остальных категорий товара – ИМН на 34,5 млн. упаковок, косметики и БАДов по 9 млн. упаковок. В общем итоге удалось выйти на уменьшение рынка всего на 0,2 %.

На первый взгляд ситуация ясна – пример для учебника по экономике. Ралли, которые устроил курс доллара привело к тому что аптекам пришлось поднять цены на свой товар, в следствие чего, по закону равновесия рынка, платежеспособный спрос упал.

Так средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в 2008 г. подскочила на 42,0 % по сравнению с 2007 г. при том, что тогда этот показатель составлял 25,1 % (Рис. 1).

Рис. 1. Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе-декабре 2006-2008 гг. с указанием прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Общий же индекс цен на медицинские товары и оборудование в 2008 г. по данным Комитета статистики Украины составлял 15,2 %. Если бы кому-то показалось, что по сравнению с индексом цен за 2007 г. – 5,9 % - это много, то нужно отметить, что в июне 2009 г. этот показатель уже составлял 42,9 %. (рис. 2).

Рис. 2. Индекс потребительских цен на медицинские товары и оборудование к соответствующему периоду предыдущего года (по данным комитета статистики)

Такое значительное повышение цен и позволило добиться прироста объема аптечных продаж в стоимостном выражении за 2008 г. на 30,7 %. При этом следует отметить, что более чем 75% этого прироста обеспечили товары зарубежного производства. Доля которых, в общем объеме продаж стабильно увеличивалась за последние годы.

Прирост объема продаж ЛС зарубежного производства за 2007 и 2008 гг. в стоимостном выражении изменился незначительно, соответственно 30,9 % и 30,1 %. Скорость же прироста ЛС отечественного производства в 2008 г. несколько уменьшилась – на 4,5 п.п. по сравнению с 2007 г. Объемы продаж ИМН как зарубежного так и отечественного производства значительно увеличились, соответственно на 50,5 % и 28,2 %. Более осторожно стали покупать косметику, а объемы продаж БАДов отечественного производства стали расти быстрее, чем за предыдущие годы (табл. 2).

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в 2005–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с предыдущим годом

Год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, % Прирост, % Млн грн. Удельный вес категории, % Прирост, %
ЛС (Лекарственные средства)
2005 4743,2 72,0 1841,6 28,0
2006 5945,5 73,8 25,3 2115,6 26,2 14,9
2007 7784,3 75,2 30,9 2565,3 24,8 21,3
2008 10124,2 77,2 30,1 2996,6 22,8 16,8
ИМН (Изделия медицинского назначения)
2005 400,0 65,2 213,2 34,8
2006 550,3 69,9 37,6 237,5 30,1 11,4
2007 763,9 72,9 38,8 283,6 27,1 19,4
2008 1151,5 75,8 50,5 368,3 24,2 28,2
Косметика
2005 141,8 70,4 59,5 29,6
2006 255,0 70,8 79,8 105,1 29,2 76,7
2007 448,8 73,0 76,0 165,7 27,0 57,7
2008 709,1 74,5 58,1 243,1 25,5 46,7
БАД (Биологически активные добавки)
2005 81,0 52,1 74,5 47,9
2006 113,6 52,9 40,3 101,2 47,1 35,9
2007 222,1 61,4 95,5 139,9 38,6 38,2
2008 382,6 65,7 72,3 199,5 34,3 42,6
Всего
2005 5366,1 71,0 2188,8 29,0
2006 6864,4 72,8 27,9 2559,4 27,2 16,9
2007 9219,0 74,5 34,3 3154,5 25,5 23,3
2008 12367,4 76,5 34,1 3807,4 23,5 20,5

Увеличение их стоимости объяснялось резкой девальвацией гривны – почти в два раза. Именно по этому они и дорожали, при этом значительно быстрее и больше, чем отечественные.

На лицо хрестоматийное начало закономерного перераспределения структуры продаж, связанное с кризисом и повышением цен – потребители стремятся снизить затраты на товары, которые не представляют первоочередной необходимости и перейти на более дешевые аналоги – то есть должны больше покупать продукцию отечественного производства.

Но данные о физическом объеме продаж, представленные в табл. 3, несколько обескураживают.

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в 2005–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, % Прирост, % Млн упаковок Удельный вес категории, % Прирост, %
ЛС (Лекарственные средства)
2005 350,1 29,6 830,9 70,4
2006 402,4 32,9 14,9 821,4 67,1 -1,1
2007 446,6 35,8 11,0 799,1 64,2 -2,7
2008 450,4 37,9 0,9 737,2 62,1 –7,8
ИМН (Изделия медицинского назначения)
2005 231,8 46,7 264,2 53,3
2006 301,5 53,8 30,1 258,9 46,2 -2,0
2007 375,5 58,9 24,6 261,6 41,1 1,0
2008 422,0 62,8 12,4 249,6 37,2 –4,6
Косметика
2005 10,2 41,8 14,1 58,2
2006 17,5 44,8 72,2 21,5 55,2 52,4
2007 23,8 45,9 36,1 28,0 54,1 29,9
2008 30,1 49,1 26,5 31,1 50,9 11,3
БАД (Биологически активные добавки)
2005 6,9 27,2 18,5 72,8
2006 7,8 25,7 12,1 22,5 74,3 21,4
2007 9,1 24,9 17,8 27,5 75,1 22,6
2008 12,6 27,5 38,1 33,3 72,5 20,7
Всего
2005 598,9 34,7 1127,8 65,3
2006 729,1 39,3 21,7 1124,4 60,7 -0,3
2007 855,0 43,4 17,3 1116,2 56,6 -0,7
2008 915,1 46,5 7,1 1051,2 53,5 –5,8

Оказывается, украинский потребитель постепенно перестает болеть… за отечественно потребителя, а на начало кризиса такое «здоровье» еще больше укрепилось.

В то время как в натуральном выражении прирост продаж фармацевтической продукции зарубежного производства составил в 2008 г 7,1 %, товаров отечественного производства было куплено на 5,8 % меньше, чем в 2007 г. При этом ЛС отечественного производства было куплено на 7,8 % меньше, - то есть падение продаж стало даже более стремительным чем в 2007 г. Хотя и прирост ЛС зарубежного производства составил менее 1 %. На 4,7 % упали продажи отечественных ИМН. А прирост объема продаж БАДов зарубежного производства в 2008 г составил 38,1 % по сравнению с 17,8 % в 2007 г.

В чем причина такой потери патриотизма при всех существующих «благоприятных» условиях, можно объяснить на основе данных табл. 4.

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Год Млн грн. Удельный вес ниши, % Прирост, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % Прирост, %
Низкостоимостная
2006 938,7 11,6 728,0 59,6
2007 1018,3 9,8 8,5 686,9 55,2 –5,6
2008 1059,9 8,1 4,1 606,6 51,1 –11,7
Среднестоимостная
2006 2587,2 32,1 352,4 28,9
2007 3145,3 30,4 21,6 385,7 31,0 9,4
2008 3762,9 28,7 19,6 386,3 32,5 0,2
Высокостоимостная
2006 4534,9 56,3 141,1 11,5
2007 6185,7 59,8 36,4 172,9 13,9 22,5
2008 8298,1 63,2 34,1 194,6 16,4 12,6
Всего
2006 8060,7 1221,5
2007 10349,3 28,4 1245,5 2,0
2008 13120,8 26,8 1187,6 –4,6

Оказывается, что потребитель уже на протяжении ряда лет постепенно переориентируется на средний и высокий ценовые сегменты. Если в 2007 г. это выглядело, по крайней мере, как нежелание экономить на своем здоровье, то уже в 2008 г. этот аргумент противоречит рациональному поведению «экономического человека». Но с другой стороны, лекарства – это не масло и маргарин. В данном случае и так незначительный эффект замещения себя уже исчерпал, да и крайнего обнищания на конец 2008 еще далеко не все достигли.

Единственное, чем можно обосновать такое потребительское поведение – это наличие крайней необходимости в лечении, а также стремление избежать возможных больших затрат в будущем, путем укрепления здоровья (о чем свидетельствует достаточно устойчивый прирост продаж БАДов, особенно зарубежного производства). Но с другой стороны в ближайший год надеяться на повышение спроса на аспирин для домашней аптечки надеяться бессмысленно – кризис все-таки.

Категория: Публицистика | Добавил: borzak (15.07.2009)
Просмотров: 1112 | Теги: анализ рынка, средневзвешенная стоимость одной уп, фармакология, аптечные продажи | Рейтинг: 5.0/1