Главная » Статьи » Уже опубликованные статьи » Публицистика |
Три года благоденствия и экономического подъема не может пройти даром, и за все хорошее, что было когда-то, рано или поздно приходится расплачиваться. На украинский фармацевтический рынок, наказание обрушилось оттуда, откуда никто его не ждал. Как показали последние события, далекий американский Кризис-2008 был не просто ипотечным и даже не финансовым, а экономическим и мировым. А поскольку, то ли никому из власть предержащих вовремя вещий сон не приснился, то ли не оказалось рядом с ними учеников иудейского раба Иосифа, но последствия кризиса имели удовольствие ощутить на себе все. С другой стороны лучше поздно начать учиться на своих ошибках, чем очень поздно. И даже этот несколько поверхностный анализ предкризисной динамики развития фармацевтического рынка может подсказать вектор дальнейшего движения для его агентов. Среди особенностей трехлетнего развития рынка с 2005 по 2007 гг. можно отметить стабильное увеличение показателя прироста объема аптечных продаж в денежном выражении и стабильное уменьшение этого показателя в натуральном выражении по всем категориям товаров кроме биологически активных добавок (БАД) и косметических средств. При этом БАДы показали, аномальное увеличение прироста продаж в натуральном выражении, а косметика – уменьшение в стоимостном. Также не лишним будет отметить стабильное уменьшение доли ЛС в общем объеме аптечных продаж. Такая же тенденция сохранилась и в кризисном 2008 г. В общем, рынок стабильно рос в стоимостном выражении на 25-30 % в год. Львиную долю этого прироста в 2007 г. обеспечивали лекарственные средства (ЛС) – 77,58 % или 2288,5 млн. грн. Изделия медицинского назначения (ИМН), косметика и БАДы, обеспечили соответственно, 8,80%, 8,62% и 4,99%. По объему продаж в натуральном выражении ЛС постепенно теряли свои позиции, общий прирост в 117,9 млн. упаковок в основном был обеспечен за счет роста продаж ИМН 76,7 млн. упаковок, или 65,06%. ЛС, косметика и БАДы дали соответственно 18,58%, 10,86% и 5,51% от общего прироста объемов продаж. Как и в предыдущем, 2007 г. – в кризисном, наибольший вклад в прирост объема продаж в стоимостном выражении сделали ЛС - 72,9 % или 2771,2 млн. грн. На втором месте оказались ИМН - 12,42 %. Косметика и БАДы соответственно обеспечили 8,88 % и 5,79 % прироста. Таблица 1 Объем аптечных продаж по категориям товаров в 2005–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с предыдущим годом
Относительно же прироста (вернее падения) объемов аптечных продаж в натуральном выражении, то здесь отличились опять ЛС – их удалось продать на 58,1 млн. упаковок меньше чем в предыдущем году, что составляет 2,95% от объема продаж за 2007 г. Ситуацию удалось несколько улучшить за счет роста объемов продаж остальных категорий товара – ИМН на 34,5 млн. упаковок, косметики и БАДов по 9 млн. упаковок. В общем итоге удалось выйти на уменьшение рынка всего на 0,2 %. На первый взгляд ситуация ясна – пример для учебника по экономике. Ралли, которые устроил курс доллара привело к тому что аптекам пришлось поднять цены на свой товар, в следствие чего, по закону равновесия рынка, платежеспособный спрос упал. Так средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в 2008 г. подскочила на 42,0 % по сравнению с 2007 г. при том, что тогда этот показатель составлял 25,1 % (Рис. 1). Рис. 1. Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе-декабре 2006-2008 гг. с указанием прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года Общий же индекс цен на медицинские товары и оборудование в 2008 г. по данным Комитета статистики Украины составлял 15,2 %. Если бы кому-то показалось, что по сравнению с индексом цен за 2007 г. – 5,9 % - это много, то нужно отметить, что в июне 2009 г. этот показатель уже составлял 42,9 %. (рис. 2). Рис. 2. Индекс потребительских цен на медицинские товары и оборудование к соответствующему периоду предыдущего года (по данным комитета статистики) Такое значительное повышение цен и позволило добиться прироста объема аптечных продаж в стоимостном выражении за 2008 г. на 30,7 %. При этом следует отметить, что более чем 75% этого прироста обеспечили товары зарубежного производства. Доля которых, в общем объеме продаж стабильно увеличивалась за последние годы. Прирост объема продаж ЛС зарубежного производства за 2007 и 2008 гг. в стоимостном выражении изменился незначительно, соответственно 30,9 % и 30,1 %. Скорость же прироста ЛС отечественного производства в 2008 г. несколько уменьшилась – на 4,5 п.п. по сравнению с 2007 г. Объемы продаж ИМН как зарубежного так и отечественного производства значительно увеличились, соответственно на 50,5 % и 28,2 %. Более осторожно стали покупать косметику, а объемы продаж БАДов отечественного производства стали расти быстрее, чем за предыдущие годы (табл. 2). Таблица 2 Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в 2005–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с предыдущим годом
Увеличение их стоимости объяснялось резкой девальвацией гривны – почти в два раза. Именно по этому они и дорожали, при этом значительно быстрее и больше, чем отечественные. На лицо хрестоматийное начало закономерного перераспределения структуры продаж, связанное с кризисом и повышением цен – потребители стремятся снизить затраты на товары, которые не представляют первоочередной необходимости и перейти на более дешевые аналоги – то есть должны больше покупать продукцию отечественного производства. Но данные о физическом объеме продаж, представленные в табл. 3, несколько обескураживают. Таблица 3 Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в 2005–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Оказывается, украинский потребитель постепенно перестает болеть… за отечественно потребителя, а на начало кризиса такое «здоровье» еще больше укрепилось. В то время как в натуральном выражении прирост продаж фармацевтической продукции зарубежного производства составил в 2008 г 7,1 %, товаров отечественного производства было куплено на 5,8 % меньше, чем в 2007 г. При этом ЛС отечественного производства было куплено на 7,8 % меньше, - то есть падение продаж стало даже более стремительным чем в 2007 г. Хотя и прирост ЛС зарубежного производства составил менее 1 %. На 4,7 % упали продажи отечественных ИМН. А прирост объема продаж БАДов зарубежного производства в 2008 г составил 38,1 % по сравнению с 17,8 % в 2007 г. В чем причина такой потери патриотизма при всех существующих «благоприятных» условиях, можно объяснить на основе данных табл. 4. Таблица 4 Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам по итогам 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Оказывается, что потребитель уже на протяжении ряда лет постепенно переориентируется на средний и высокий ценовые сегменты. Если в 2007 г. это выглядело, по крайней мере, как нежелание экономить на своем здоровье, то уже в 2008 г. этот аргумент противоречит рациональному поведению «экономического человека». Но с другой стороны, лекарства – это не масло и маргарин. В данном случае и так незначительный эффект замещения себя уже исчерпал, да и крайнего обнищания на конец 2008 еще далеко не все достигли. Единственное, чем можно обосновать такое потребительское поведение – это наличие крайней необходимости в лечении, а также стремление избежать возможных больших затрат в будущем, путем укрепления здоровья (о чем свидетельствует достаточно устойчивый прирост продаж БАДов, особенно зарубежного производства). Но с другой стороны в ближайший год надеяться на повышение спроса на аспирин для домашней аптечки надеяться бессмысленно – кризис все-таки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1495 | | |