[Блог теории и практики финансовых рисков ]
Главная » Статьи » Уже опубликованные статьи » Публицистика

Учебники. Решение проблемы или Самоучитель китайского языка для доцента
Еще в древней (а также и не очень древней) Руси с большим уважением относились к людям «книжным». То есть к тем, кто учился и много читал. Как сейчас, так и тогда, учились по учебникам. Сотни лет труды Авиценны, Геродота, Фомы Аквинского верой и правдой служили студентам.
Но не так уже и давно учебник почему-то перестал быть кладезем знаний, который утолял жажду алчущего их, а превратился в учебно-методическую литературу (УМЛ), которая сформировала свой достаточно развитый рынок.
О рынке УМЛ, его состоянии и перспективах, а также о самих учебниках далее и пойдет речь

MU QIAN DE QING KUANG
(рус.: «текущая ситуация»)

Характеризуя сегмент учебно-методической литературы, нужно сразу отметить тенденции, которые являются общими для всего рынка издательской продукции. Это увеличение количества наименований изданий и уменьшение размера их среднего тиража.

Издание учебно-методической литературы (по данным Книжной палаты Украины)

Название
показателя
Единица
измерения
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Количество изданийпечат. ед.5684
5611
6276
3440
Средний тираж
тыс. экз.
4,67
4,41
3,45
2,28

Но следующий показатель — значение общего тиража — показывает стабильное падение, вопреки общим тенденциям. Так, с 2005 по 2007 год объем общего тиража стабильно уменьшался в среднем на 9–12%, а за 6 месяцев 2008 года абсолютное его значение составило 7848,1 тыс. экз. То есть до конца 2008 общий тираж вряд ли сможет превысить 18000 тыс. экземпляров.

И это несмотря на то, что по данным маркетингового исследования, проведенного Международным фондом «Відродження», учебную и научную литературу в этом году покупали от 21 до 27% опрашиваемых респондентов. При этом соотношение купленных учебников на украинском языке с марта 2007 года по март 2008 изменилось с 44% до 53%.


Издание учебно-методической литературы (по данным Книжной палаты Украины)

Так что не совсем понятно: то ли стали меньше печатать учебников, то ли покупать, то ли учиться.

CHANG TE ZHENG
(рус.: «характеристика рынка»)

Издание учебной литературы — дело ответственное. При этом, в отличие от художественной, для данного вида изданий существуют более строгие стандарты и процедуры, которые, в свою очередь, зависят от того, на кого рассчитан тот или иной вид учебно-методических материалов (УММ).

На основании этого весь рынок УМЛ можно поделить на два сегмента: для общеобразовательных школ и для высших учебных заведений (ВУЗов).

Больше всего регламентируется издание школьных учебников, что не удивительно, ведь обучение детей — дело ответственное. Поэтому государство, в лице Министерства образования и науки Украины (МОН), строго следит за тем, чтобы учебники соответствовали не только министерской школьной программе, но и санитарным и гигиеническим нормам. Для этого проводятся всеукраинские конкурсы, где независимые эксперты (академики, преподаватели, методисты и учителя) должны определить наилучшие авторские рукописи. А само МОН определяет уже организацию, которая их напечатает.

Таким образом, издание школьных учебников — полностью госзаказ, со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть государство обеспечивает (или, по крайней мере, пытается обеспечить) монопольные условия для издательства, а еще — 100% финансирование и 15% рентабельность, и укомплектовывает все школы этими учебниками.

Все описанное выше, с одной стороны, не попадает под определение «рынок», но на самом деле около 50% школьных учебников находится в свободной продаже, при этом достаточно большая их часть — «контрафактные». И тут уже можно говорить лишь о «черном» рынке, или, по крайней мере, — о «сером».

Более интересным для нас является рассмотрение рынка (в прямом смысле этого слова) УМЛ для ВУЗов.

В первую очередь, в высшей школе можно выделить несколько их видов — это «методички», конспекты лекций, учебники и пособия, а также научные труды, т.е. монографии.

«Методички» — учебно-методические комплексы, методические рекомендации — краткое структурированное описание основных теоретических и практических моментов выполнения того или иного учебного задания.

Конспект лекций, учебник и учебное пособие — учебное издание, где систематизированно воспроизводится содержание учебного предмета, курса, дисциплины в соответствии с официально утвержденной учебной программой. Обязательно должен содержать вопросы для самоконтроля, а также задания для самостоятельной подготовки. Отдельно выделяются конспект лекций и учебное пособие как УММ, которые дополняют или частично изменяют учебник.

Монография — научный труд, где «основательно» рассматриваются результаты исследования одного или нескольких связанных между собой вопросов. Не менее «основательно» в монографии должна обобщаться и анализироваться и уже существующая литература по данному вопросу.

Регламентация издания УМЛ для высшей школы более демократична, хотя и тут есть свои нюансы. Например, содержание учебников и пособий должно соответствовать утвержденной на факультете учебной программе. Правда, чаще всего ее сам автор и составляет. А еще нужно, чтобы рецензировали УМЛ не менее двух человек с ученой степенью в соответствующей сфере (что требуется также и для монографий). В случае несоблюдения этих условий, издательства не имеют права принимать рукопись учебника к изданию. Ну, а если учебник «имеет» гриф Министерства образования и науки Украины (МОН) — то это просто прекрасно.

Гриф Министерства образования и науки Украины — официальное признание соответствия учебного издания требованиям государственных стандартов для высшего образования на основании свидетельства, которое выдается Научно-методическим центром высшего образования. Отметка о получении грифа должна находиться на четвертой странице обложки.

Получить данный гриф на свой учебник — большая проблема, и не менее большая необходимость в некоторых случаях. Ведь, кроме того, что с ним можно надеяться на министерское финансирование издания, так еще и присвоение научного звания (доцента или профессора) напрямую зависит от того, автором скольких учебников с «грифом» ты являешься.

Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество претендентов на получение того или иного звания, «бедным доцентам» приходится издавать все больше и больше учебников.

Вот тут и скрывается разгадка уменьшения среднего тиража. Ведь для большинства ученых мужей издание собственного учебника — это лишь формальность, шаг к удовлетворению научных амбиций и к профессорской пенсии. А еще, из-за непохожести учебных программ, на основе которых составлялись учебники, более или менее приличный объем реализации учебников обеспечить достаточно трудно. С учетом специфики дисциплины и размера ВУЗа за год можно реализовать не более чем 100–500 экземпляров. При этом сам автор редко когда может надеяться на гонорар, размер которого не превышает и 1000 грн. Изредка удается договориться о небольшом проценте от прибыли. Но чаще всего учебник издается за авторские средства, а потом он же самостоятельно его и реализует, как говорится, «из-под парты». И в любом из вариантов ему приходится выступать в роли промоутера своей книги.

Если причина уменьшения значения среднего тиража более или менее понятна, то почему вот уже третий год наблюдается падение общего тиража — вопрос, который заслуживает отдельного рассмотрения.

Рынок УМЛ ориентирован на достаточно узкий сегмент потребителей — студентов. При этом их численность из года в год продолжает расти, хотя уже несколько последних лет можно наблюдать значительное замедление роста этого показателя.

Количество студентов, обучающихся в ВУЗах Украины, тыс. чел. (по данным Комитета статистики)

Учебный год2000–20012001–20022002–20032003–20042004-20052005-20062006-20072007-2008
ВУЗы 1–2 уровня аккредитации528,00561,30582,90592,90548,50505,30468,00441,30
ВУЗы 3–4 уровня аккредитации1402,901548,001686,901843,802026,702203,802318,602372,50
Прирост (общий)9%8%7%6%5%3%1%

Иными словами, начиная с 2009–2010 учебного года, на первый курс будет поступать все меньше и меньше студентов. И если ВУЗы имеют некоторый временной лаг — примерно 5 лет, прежде чем достигнут «точки невозвращения», то издательства, специализирующиеся на учебной литературе, более чутко реагируют на спад рынка. Ведь больше всего учебников студенты покупают именно на первом курсе, а потом, к пятому курсу, это число уменьшается в геометрической прогрессии.

К тому же, «автономных» узкоспециализированных издательств не так уже и много, а каждый уважающий себя ВУЗ имеет собственное издательство, например, для методических материалов и для учебников и учебных пособий. Там же, на месте, имеются и пункты реализации книжной продукции.

CHANG TE ZHENG
(рус.: «прогноз»)

Рассмотрение этой темы было бы не полным без ответа на закономерный вопрос: к чему же нужно готовиться издателям учебной литературы?

Чтобы ответить на него, нам нужно спрогнозировать емкость рынка и так называемый профиль потребителя.

Начнем с того, что популярность «вышки» в Украине, как никогда, высока. На протяжении последних лет в стране вместе с увеличением числа студентов также росло и количество ВУЗов.

Количество высших учебных заведений в Украине (по данным Комитета статистики)

Так, институтов и университетов в Украине, по сравнению с 1991 годом, стало больше в 2 раза, а количество обучающихся в них студентов — в 2,7 раза (см. предыдущую табл.). Да и показатели «образованности» просто зашкаливают. Если верить статистике, то мало того, что каждый выпускник школы вступает в ВУЗ, так еще ежегодно набирается около 20–30 тыс. человек «лишних». И это притом, что еще в 1993 году соотношение студентов первого курса и выпускников школ было на уровне 43%, а, например, в Голландии этот показатель на сегодняшний день составляет менее 10%.

Показатели «популярности» высшего образования в Украине (по данным Комитета статистики)

Год20002001200220032004200520062007
Принято студентов, тыс. чел.346,40387,10408,60432,50475,20503,00507,70491,20
Выпускники школ, тыс. чел.475,00505,00508,00526,00519,00515,00485,00467,00
Соотношение выпускников школ
к количеству зачисленных студентов
73%77%80%82%92%98%105%105%

И все было бы хорошо, но кроме того (финансового) кризиса, который мы сейчас имеем, в сфере образования предвидится так называемый «Кризис 2015 года». Суть его заключается в том, что в связи с очень низким уровнем рождаемости в 1999–2002 годах к 2015 году количество выпускников школ не будет обеспечивать даже госзаказ на подготовку специалистов, не говоря уже о контрактных местах.

Уже сейчас, как можно видеть, потребность в абитуриентах покрывается за счет альтернативных источников — тех, кто по каким-либо причинам ранее не получил высшего образования, кто решил получить второе или третье образование, а также иностранцев.

К слову сказать, на иностранных студентов украинская система высшего образования возлагает большие надежды. Кроме того, что их количество стабильно растет, так они еще и обеспечивают не менее чем 11% доходов ВУЗов.

Иностранные студенты (по данным МОН)

А еще очень многие из них — выходцы из азиатских стран. И это немаловажный факт для книгоиздателей. Все дело в том, что иностранцы у нас учатся 6 лет, и первый год — подготовительный, их обучают языку, часто — русскому.

Учитывая, что все ВУЗы Украины, начиная с 2000 года, активно стали переходить на преподавание на украинском языке.

Преподавателям часто приходится дублировать учебный материал на альтернативном языке. Трудоемкость процесса перевода в данном случае достаточно большая, но ни в какое сравнение не идет с трудозатратами, необходимыми для перевода учебника. Да это им и не нужно.

Таким образом, можно рекомендовать следующую стратегию для издателей УМЛ. Учитывая прогнозируемое с большой долей вероятности уменьшение емкости рынка, а также изменение его структуры и профиля потребителя, издательствам уже сейчас, не дожидаясь 2015 года, нужно обеспечить заметно растущую потребность в учебных материалах на иностранных языках. На русском или, например, китайском — поскольку большинство иностранных студентов в Украине родом из Поднебесной, а успехи в овладении ими славянских языков в большинстве случаев оставляет желать лучшего.

Автор выражает благодарность студентке из Китая Чжу Линлин за помощь, оказанную при написании статьи.

Категория: Публицистика | Добавил: borzak (16.01.2009)
Просмотров: 2829 | Рейтинг: 4.0/1