Главная » Статьи » Уже опубликованные статьи » Публицистика |
Еще в древней (а также и не очень древней) Руси с большим уважением относились к людям «книжным». То есть к тем, кто учился и много читал. Как сейчас, так и тогда, учились по учебникам. Сотни лет труды Авиценны, Геродота, Фомы Аквинского верой и правдой служили студентам. Но не так уже и давно учебник почему-то перестал быть кладезем знаний, который утолял жажду алчущего их, а превратился в учебно-методическую литературу (УМЛ), которая сформировала свой достаточно развитый рынок. О рынке УМЛ, его состоянии и перспективах, а также о самих учебниках далее и пойдет речь MU QIAN DE QING KUANG Характеризуя сегмент учебно-методической литературы, нужно сразу отметить тенденции, которые являются общими для всего рынка издательской продукции. Это увеличение количества наименований изданий и уменьшение размера их среднего тиража. Издание учебно-методической литературы (по данным Книжной палаты Украины)
Но следующий показатель — значение общего тиража — показывает стабильное падение, вопреки общим тенденциям. Так, с 2005 по 2007 год объем общего тиража стабильно уменьшался в среднем на 9–12%, а за 6 месяцев 2008 года абсолютное его значение составило 7848,1 тыс. экз. То есть до конца 2008 общий тираж вряд ли сможет превысить 18000 тыс. экземпляров. И это несмотря на то, что по данным маркетингового исследования, проведенного Международным фондом «Відродження», учебную и научную литературу в этом году покупали от 21 до 27% опрашиваемых респондентов. При этом соотношение купленных учебников на украинском языке с марта 2007 года по март 2008 изменилось с 44% до 53%. Издание учебно-методической литературы (по данным Книжной палаты Украины) Так что не совсем понятно: то ли стали меньше печатать учебников, то ли покупать, то ли учиться. CHANG TE ZHENG Издание учебной литературы — дело ответственное. При этом, в отличие от художественной, для данного вида изданий существуют более строгие стандарты и процедуры, которые, в свою очередь, зависят от того, на кого рассчитан тот или иной вид учебно-методических материалов (УММ). Больше всего регламентируется издание школьных учебников, что не удивительно, ведь обучение детей — дело ответственное. Поэтому государство, в лице Министерства образования и науки Украины (МОН), строго следит за тем, чтобы учебники соответствовали не только министерской школьной программе, но и санитарным и гигиеническим нормам. Для этого проводятся всеукраинские конкурсы, где независимые эксперты (академики, преподаватели, методисты и учителя) должны определить наилучшие авторские рукописи. А само МОН определяет уже организацию, которая их напечатает. Все описанное выше, с одной стороны, не попадает под определение «рынок», но на самом деле около 50% школьных учебников находится в свободной продаже, при этом достаточно большая их часть — «контрафактные». И тут уже можно говорить лишь о «черном» рынке, или, по крайней мере, — о «сером». В первую очередь, в высшей школе можно выделить несколько их видов — это «методички», конспекты лекций, учебники и пособия, а также научные труды, т.е. монографии.
Получить данный гриф на свой учебник — большая проблема, и не менее большая необходимость в некоторых случаях. Ведь, кроме того, что с ним можно надеяться на министерское финансирование издания, так еще и присвоение научного звания (доцента или профессора) напрямую зависит от того, автором скольких учебников с «грифом» ты являешься. Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество претендентов на получение того или иного звания, «бедным доцентам» приходится издавать все больше и больше учебников. Вот тут и скрывается разгадка уменьшения среднего тиража. Ведь для большинства ученых мужей издание собственного учебника — это лишь формальность, шаг к удовлетворению научных амбиций и к профессорской пенсии. А еще, из-за непохожести учебных программ, на основе которых составлялись учебники, более или менее приличный объем реализации учебников обеспечить достаточно трудно. С учетом специфики дисциплины и размера ВУЗа за год можно реализовать не более чем 100–500 экземпляров. При этом сам автор редко когда может надеяться на гонорар, размер которого не превышает и 1000 грн. Изредка удается договориться о небольшом проценте от прибыли. Но чаще всего учебник издается за авторские средства, а потом он же самостоятельно его и реализует, как говорится, «из-под парты». И в любом из вариантов ему приходится выступать в роли промоутера своей книги. Если причина уменьшения значения среднего тиража более или менее понятна, то почему вот уже третий год наблюдается падение общего тиража — вопрос, который заслуживает отдельного рассмотрения. Рынок УМЛ ориентирован на достаточно узкий сегмент потребителей — студентов. При этом их численность из года в год продолжает расти, хотя уже несколько последних лет можно наблюдать значительное замедление роста этого показателя. Количество студентов, обучающихся в ВУЗах Украины, тыс. чел. (по данным Комитета статистики)
Иными словами, начиная с 2009–2010 учебного года, на первый курс будет поступать все меньше и меньше студентов. И если ВУЗы имеют некоторый временной лаг — примерно 5 лет, прежде чем достигнут «точки невозвращения», то издательства, специализирующиеся на учебной литературе, более чутко реагируют на спад рынка. Ведь больше всего учебников студенты покупают именно на первом курсе, а потом, к пятому курсу, это число уменьшается в геометрической прогрессии. К тому же, «автономных» узкоспециализированных издательств не так уже и много, а каждый уважающий себя ВУЗ имеет собственное издательство, например, для методических материалов и для учебников и учебных пособий. Там же, на месте, имеются и пункты реализации книжной продукции. CHANG TE ZHENG Рассмотрение этой темы было бы не полным без ответа на закономерный вопрос: к чему же нужно готовиться издателям учебной литературы? Чтобы ответить на него, нам нужно спрогнозировать емкость рынка и так называемый профиль потребителя. Начнем с того, что популярность «вышки» в Украине, как никогда, высока. На протяжении последних лет в стране вместе с увеличением числа студентов также росло и количество ВУЗов. Количество высших учебных заведений в Украине (по данным Комитета статистики) Так, институтов и университетов в Украине, по сравнению с 1991 годом, стало больше в 2 раза, а количество обучающихся в них студентов — в 2,7 раза (см. предыдущую табл.). Да и показатели «образованности» просто зашкаливают. Если верить статистике, то мало того, что каждый выпускник школы вступает в ВУЗ, так еще ежегодно набирается около 20–30 тыс. человек «лишних». И это притом, что еще в 1993 году соотношение студентов первого курса и выпускников школ было на уровне 43%, а, например, в Голландии этот показатель на сегодняшний день составляет менее 10%. Показатели «популярности» высшего образования в Украине (по данным Комитета статистики)
И все было бы хорошо, но кроме того (финансового) кризиса, который мы сейчас имеем, в сфере образования предвидится так называемый «Кризис 2015 года». Суть его заключается в том, что в связи с очень низким уровнем рождаемости в 1999–2002 годах к 2015 году количество выпускников школ не будет обеспечивать даже госзаказ на подготовку специалистов, не говоря уже о контрактных местах. Уже сейчас, как можно видеть, потребность в абитуриентах покрывается за счет альтернативных источников — тех, кто по каким-либо причинам ранее не получил высшего образования, кто решил получить второе или третье образование, а также иностранцев. К слову сказать, на иностранных студентов украинская система высшего образования возлагает большие надежды. Кроме того, что их количество стабильно растет, так они еще и обеспечивают не менее чем 11% доходов ВУЗов. Иностранные студенты (по данным МОН) А еще очень многие из них — выходцы из азиатских стран. И это немаловажный факт для книгоиздателей. Все дело в том, что иностранцы у нас учатся 6 лет, и первый год — подготовительный, их обучают языку, часто — русскому. Учитывая, что все ВУЗы Украины, начиная с 2000 года, активно стали переходить на преподавание на украинском языке. Преподавателям часто приходится дублировать учебный материал на альтернативном языке. Трудоемкость процесса перевода в данном случае достаточно большая, но ни в какое сравнение не идет с трудозатратами, необходимыми для перевода учебника. Да это им и не нужно. Таким образом, можно рекомендовать следующую стратегию для издателей УМЛ. Учитывая прогнозируемое с большой долей вероятности уменьшение емкости рынка, а также изменение его структуры и профиля потребителя, издательствам уже сейчас, не дожидаясь 2015 года, нужно обеспечить заметно растущую потребность в учебных материалах на иностранных языках. На русском или, например, китайском — поскольку большинство иностранных студентов в Украине родом из Поднебесной, а успехи в овладении ими славянских языков в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Автор выражает благодарность студентке из Китая Чжу Линлин за помощь, оказанную при написании статьи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 3532 | |