[Блог теории и практики финансовых рисков ]
Главная » Статьи » Уже опубликованные статьи » Публицистика

ЕС проводит чистку среди украинских авиаперевозчиков

Черный список Еврокомиссии ненадежных и небезопасных авиакомпаний, которым запрещен доступ в воздушное пространство всех европейских стран – членов ЕС, впервые был опубликован в марте 2006 года.

Он составляется исходя из критериев безопасности, шумности, экологичности, минимальных условий комфортности и сервиса судов авиакомпании в соответствии с решениями, принятыми властями этих стран, после консультации с ЕК исходя из программы оценки безопасности иностранных авиакомпаний (SASA).

Это право Евросоюз получил на основе нормы ЕС 2111/2005, исходя из которой, таким авиаперевозчиками запрещено пребывать в аэропорты стран ЕС и совершать полеты над странами ЕС из соображений безопасности.

Изначально в этот список вошли 100 (по другим данным - 96) авиакомпаний – в основном из африканских стран. Позднее его также дополнили все авиакомпании из Киргизии.

А в сентябре 2007 года туда попала также и украинская авиакомпания – «Украинско-Средиземноморские авиалинии». Чуть позже - авиакомпания ЗАО «Воларе», а в апреле 2008 г. «Украинская авиационная транспортная компания».

Поскольку существующая практика допускает коллективное внесение в «черный список» всех авиакомпаний из стран, где систематически нарушаются правила сертификации эксплуатантов и авиационные власти не в состоянии навести порядок в этой сфере, то это может послужить предлогом для коллективного внесения туда всех украинских авиакомпаний. Исходя из этого закономерным можно считать действия Госавиаадминистрации, которая в сентябре 2007 г. приостановила сертификаты для эксплуатантов авиакомпаний «Украинские средиземноморские авиалинии», «Балтика» и «Аэромост Харьков», дабы показать свою заботу о безопасности полетов самолетами отечественных авиалиний. Сюда же можно отнести разработку нового Воздушного кодекса, который должен был гармонизировать украинское законодательство со стандартами JAA (Joint Aviation Authorities).

Как бы все ясно и понимаемо с этим «черным списком» - Евросоюз беспокоится о том, чтобы на головы их граждан не падали чужие, да и свои самолеты. Но некоторые факты дают повод предполагать, что это также может быть и оружием для ведения (не всегда честной) конкурентной борьбы административными методами.

Первый факт – в «черный список» не всегда попадают самые «аварийноопасные» авиакомпании. Если проанализировать показатели аварийности в гражданской авиации стран СНГ, то можно заметить, что, авиакомпании из РФ имеют больше шансов возглавлять «черный список», чем авиакомпании из Киргизии.

Распределение абсолютных показателей аварийности в гражданской авиации по государствам СНГ (в т.ч. катастрофы), колл. катастроф*

Страна
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Киргизия
-
-
2
1
1
2
РФ
21
9
17
12
13
23
Украина
1
4
6
6
6
8

Важно заметить, что в этом списке российские авиакомпании все-таки побывали. Среди них оказалась даже та, которая перевозила бывшего президента Российской Федерации В. Путина, и еще около 10 других. Авиационные власти России были сильно обеспокоены этим. Нам не известно, как именно чиновники убеждали Еврокомиссию и какова химическая формула доводов, но сейчас ни одной их авиакомпании в списке нет.

Конечно, по объемам перевозок Киргизию и РФ сравнивать нельзя, но можно сравнить с Украиной.

Второй факт – стремительный рост цен на авиационное топливо. Согласно оценкам ИАТА, удорожание нефти на 1 дол. обходится мировой авиатранспортной отрасли в 1,6 млрд дол. дополнительных расходов. С начала 2008 года нефть подорожала на 40 %, в результате чего уже обанкротилось 24 авиакомпании. Европа, понятное дело, не исключение.

Динамика цен на реактивное авиатопливо в Европе и странах СНГ

ДатаДол./баррельИзменение
неделямесяцгод
30.05.2008
164,2
-7,1 %
+10,1 %
+94,8 %
16.05.2008168,1+3,7 %
+13,0 %
+96,1 %
02.05.2008
149,3
-3,0 %
+14,4 %
+78,1 %
11.04.2008
147,4
+7,5 %
+8,4 %
+75,1 %
04.04.2008
137,1
+0,7 %
+3,4 %
+65,6 %

Такая ситуация вынуждает авиаперевозчиков выживать всеми возможными способами. Классическими методами являются повышение тарифов, сокращение авиапарка или сотрудников, расширение рынка. Первые два – не очень популярны, а третий приводит к усилению конкуренции на старых рынках или поиск новых рынков или сегментов рынка – современный пример – так называемые лоу-косты.

Таким новым, и очень привлекательным, рынком является Украина. Он имеет значительный потенциал – около 46 млн населения, а также демонстрирует большие темпы роста, чем, уже насыщенные, - европейские. На начало 2008 года темпы прироста объемов рынка составили 17,1 % по сравнению с предыдущим годом. Также увеличились показатели средней коммерческий загрузки: на международных рейсах – с 58,7 % в 2006 г. до 65,6 % в 2007 г., на внутренних – с 49,8 % до 52,9 %. При этом в общей структуре выполненных полетов 62,3 % занимают транзитные, 26,6 % - международные и 11,1 % - внутренние.

Что касается силы конкуренции, то на украинском рынке авиационных перевозок работает 40 отечественных авиакомпаний, 5 из которых обеспечивают около 90 % объема перевозок. Это «Аэросвит», «МАУ», «Донбасаэро», «Средиземноморские авиалинии», «Днепроавиа». Регулярные международные перевозки осуществляют 12 отечественных и 47 иностранных авиакомпаний. При этом темпы роста объемов пассажирских перевозок иностранными авиакомпаниями несколько выше, нежели у отечественных (так, в 2006 ими было перевезено на 300 тыс. пас. больше, а в 2007 г. на 600 тыс. пас.) и большую часть этого прироста обеспечили рейсы в страны ЕС (в основном Германию, Польшу, Италию).

Также важно заметить, что за 2007 г. украинские авиакомпании осуществили 92 352 полета, а иностранные – 292 703. Среди лидеров по количеству выполненных полетов можно назвать «Аэросвит» - 24 702 полета, «МАУ» - 16 173, «Emirates» (ОАЕ) – 14 143, «Lufthansa» (Германия) – 13 249, «Аэрофлот» (РФ) – 11 463, «Austrian Arlines» (Австрия) – 10 200.

Еще на внутреннем рынке уже почти присутствуют 2 иностранные авиакомпании-лоукостеры – «Wizz Air» и «German Wings».

Смогут ли они потеснить отечественных авиаперевозчиков – покажет время, но некоторые предпосылки для этого есть, точно также существуют и преграды. По стоимости авиабилета лоукостеры, как видим, очень выигрывают.

Сравнение стоимости перелета (в среднем)

Рейс (МАУ)
Стоимость
Рейс (Wizz Air)
Стоимость
Киев – Милан (среднее)
325 дол
Киев – Милан (планируется)
199 грн
Киев – Лондон (среднее)
210 дол
Киев – Лондон (планируется)
400 грн

Но основная проблема заключается в том, что такие тарифы – плавающие, самый дешевый билет можно заказать только за полгода до вылета, а чем ближе к дате вылета, тем он будет дороже, также, он может зависеть от даты, дня недели и многих других факторов.

Потенциальными потребителями в данном случае могут стать либо бедные туристы, либо болельщики, которые направляются на международное спортивное мероприятие…

Как видим, для европейских авиакомпаний украинский рынок очень привлекателен. А если учесть, что активное вмешательство государств (или, в нашем случае, региональных объединений) в конкурентную борьбу – достаточно распространенное явление, особенно в сфере авиации, а также резкое подорожание авиационного топлива, то некоторые действия Евросоюза выглядят несколько неоднозначно.

Предоставляя возможность окончательный вывод сделать читателю, скажем только, что в феврале 2008 года было возбуждено судебное производство по делу о банкротстве авиакомпании «Украинские средиземноморские авиалинии», а по результатам деятельности за 2007 г. объем чистой прибыли «Украинской авиационной транспортной компании» снизился на 0,4 % до 895 тыс. грн при сокращении объема чистого дохода на 13,7 % до 147,8 млн. грн. При том, что первая из авиакомпаний занимала четвертое место по объему пассажирских перевозок, а доля рынка грузовых авиаперевозок второй – составляла в 2007 г. 11 %.

________________

* По данным журнала «Транспорт»
Категория: Публицистика | Добавил: borzak (20.01.2009)
Просмотров: 1418 | Рейтинг: 0.0/0